Конвейерные, элеваторные, гусеничные и другие ленты

Особенности работы. Для конвейерных и элеваторных устано­вок характерны большие натяжения ведущей и ведомой ветвей и меньшие окружные скорости. Большее натяжение ведет к при­менению бельтинга повышенной крепости и к увеличению числа прокладок. Поверхность транспортерных лент, перемещающих грузы абразивного характера с острыми краями — руду, камень, битое стекло и другие материалы, подвергается особенно силь­ному износу. В этом случае применяется утолщенная резиновая обкладка. Нагрузка лент сбрасыванием на них грузов вызывает толчки и сотрясения и требует особенно прочного крепления об­кладки к каркасу ленты. Кромки таких лент, обложенные резиной, нуждаются в усиленном креплении к каркасу. Конвейерные ленты, применяемые в литейных цехах для перемещения горячей формо­вочной земли и отливок, должны снабжаться особо теплостойкой резиновой обкладкой; ленты, назначаемые для работы при низких температурах, изготовляются с применением морозостойких ре­зин. Элеваторные ленты, ослабленные прикреплением металлических ковшей, испытывают добавочное натяжение и абразивное дейсшпе от кусков материала, иногда попадающих между ниж­ним барабаном и лентой.

Конструкции конвейерных, элеваторных и других лент в основ­ном близки к конструкциям ремней типов А и В. Большая ши­рина лент и названные особенности условий их эксплуатации вно­сят некоторые изменения в оформление каркаса и обкладок (ГОСТ 20—62).

Относительно небольшая прочность бельтингов Б-820 и даже Б-930 вызвала применение для транспортерных лент бельтингов особо прочных ОПБ-5 и ОПБ-12. Однако недостаточная стойкость к многократным деформациям и ударным нагрузкам и в 2—3 раза меньший предел их прочности на разрыв, по сравнению с синте­тическими текстильными материалами, привели ныне к замене хлопковых бельтингов тканями из синтетических волокон.

Ввиду значительной растяжимости, свойственной тканям из таких волокон, Научно-исследовательским институтом резиновой промышленности разработан новый тип тканей из синтетических волокон: основной и уточной тканей с относительно небольшими удлинениями (см. главу 9, табл. 10).

Лавсан, представляющий собой перспективный материал для транспортерных лент, применяется в комбинированной ткани: основа из лавсана, а уток из хлопка. В каркасах лент используют широкий ассортимент тканей, различающихся по виду волокон, структуре пряжи и конструкции ткани, например:

Полиамидные ткани, основные и уточные:

анидные ткани —А-10-2-ЗТ, ТА-100, ТА-150, ТА-300

капроновые ткани — К-10-2-ЗТ, ТК-300, ТК-400

Полиэфирные ткани  из термофиксированных нитей, основные  и уточные:

ткань лавсановая — ТЛ-150, ТЛ-200 К

Комбинированные ткани:

хлопок и лавсан — ЛХ-120, ЛХ-120-2

Бельтинг, комплектованный из нитей лавсана, БКНЛ-60,

БКНЛ-150, а также вискозную ткань ТВ-80

Толщина резиновой обкладки транспортерных лент зависит от типа и назначения ленты. На рабочей стороне ленты обкладка составляет 2,0—6,0 мм, на нерабочей—1,0—2,0 мм. Для особо тяжелых условий работы ленты толщина резиновой обкладки до­пускается до 10 мм как для рабочей, так и для нерабочей стороны.

В зависимости от назначения и условий применения заводы отечественной промышленности серийно изготавливают резино­тканевые конвейерные ленты как общего, так и специализированного назначения. В зависимости от конструкции различают четыре типа лент.

Конвейерная лента типа «а» (или тип 1), с послойно дублиро­ванным нарезным сердечником (рис. 39), усиливается разрежен­ной тканью, брекером, заложенным между каркасом и верхней резиновой обкладкой. Такая конструкция ленты снижает дей­ствие ударной нагрузки и предупреждает отслоение обкладки при транспортировании круп­нокускового груза.