Металлоизделия

Металлическая плетенка и проволока различных сортов и раз­меров широко используются в конструкциях шин и рукавов. В про­изводстве клиновидных ремней и транспортерных лент в послед­нее время применяют металлический канатик (трос). Тросы соответственных калибров используют для привязных аэростатов. При изготовлении некоторых видов транспортерных лент и тех­нической пластины в качестве прокладок применяют металличе­скую сетку.

Различного вида металлические штампованные детали приме­няются при изготовлении формовых резиновых изделий. Прово­лока, плетенка и трос входят в конструкции резиновых изделий как элементы, несущие нагрузку, и принимаются по данным пред­варительных расчетов.

Проволока получается горячей прокаткой или холодной обработкой — так называемым волочением. Волочение состоит в протяжке заготовок диаметром 5—15 мм последовательно умень­шающихся в сечении, через конические глазки волочильных до­сок. Образование проволоки из заготовки и последовательное уменьшение размеров ее сечения совершается за счет обжатия ее. Применяемое при волочении проволоки растягивающее усилие создает при проходе ее через глазок напряжение, соответствую­щее давлению при истечении металла. Последний приводится в пластическое состояние и деформируется. В результате этой об­работки образуется наклеп, обусловливающий неравномерность свойств проволоки от периферии до центра поперечного сечения. Возрастают твердость и предел прочности, снижаются удлинение и гибкость проволоки. Для устранения жесткости, возникающей в проволоке под влиянием волочения, иногда применяется после­дующая термическая обработка — отжиг проволоки. После отжига твердость и предел прочности уменьшаются; удлинение, гибкость (скручиваемость) и предел усталости возрастают. Однако прово­лока малых диаметров, изготовленная из того же сырья, что и проволока больших диаметров, из-за наклепа всегда обладает большим пределом прочности и меньшим удлинением. Поэтому точной и единой средней оценки прочности проволоки по всему ассортименту ее диаметров дать нельзя. Свежеволочная железная и стальная проволока вначале блестит, но скоро тускнеет и на­чинает ржаветь. Для защиты от коррозии железная проволока подвергается отделке. Наиболее распространенным видом отделки проволоки является цинкование, проводимое или погружением проволоки в расплавленный цинк, или электролитическим спосо­бом. Цинкование, однако, ведет к уменьшению сопротивления раз­рыву и удлинения и к снижению предела усталости. Низкоуглеро­дистая проволока (ГОСТ 3282—46) применяется в качестве ар­матуры (спиралей) всасывающих рукавов, а также арматуры для напорных рукавов повышенного давления. Проволока, применяе­мая для спирали, лежащей на внутренней поверхности, а также лля брони (наружной спирали), должна быть оцинкована; в остальных случаях цинкование не обязательно. Плотность железной проволоки — 7,6—7,7,

Проволока стальная углеродистая бывает двух видов: мягкая и  твердая.  Мягкая  стальная  проволока  изготовляется  обычным путем, но подвергается повторному отжигу. Твердая стальная проволока, применяемая для изготовления пружин и канатов, про­ходит особую операцию патентирование, представляющую собой комбинированный процесс закалки с одновременным отпуском в ванне из расплавленного свинца. В рукавах с металлической оплеткой применяют стальную проволоку, изготовляемую холод­ным волочением. Проволока диаметром 0,3 мм по ТУ 4918—54 имеет предел прочности 2,10—2,55 кН/мм2.

В зарубежной практике известно применение стальной лату­нированной проволоки диаметром 0,2—0,4 + 0,15 мм с пределом прочности 1,68—2,8 кН/мм2.